Воспитательная работа
ПОЛОЖЕНИЕ о молодежном медиацентре (открыть...)
"Наши дети всегда граждане.
И чем больше гражданский долг связывается с их ростом и воспитанием,
тем более полноценные воспитываются из них люди..."
(А. С. Макаренко)
Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, под воздействием воспитания и обучения. Понятие «воспитание» одно из ведущих в педагогике. Сегодня, как никогда, очень важно уделять внимание воспитанию. Актуально и значимо звучат мысли великих педагогов.
«…Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, - добрыми или злыми, полезными или бесполезными – благодаря своему воспитанию… Именно оно и создает большие различия между людьми…» (Дж. Локк (17в.)).
«Любого ребенка можно воспитать, если поместить его в нормальные человеческие условия…»
(А. С. Макаренко).
Исходным значением слова «воспитание » являлось вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и беспомощного. В данном значении процесс воспитания свойствен и к животным – «питают» своим молоком. Первоначально это слово полностью соответствовало своему исходному значению. Со временем термин «воспитание» переосмыслялся, расширил свое значение.
Воспитание – это целостный процесс. В ходе воспитания развивается личность. Основной функцией является то, что оно стимулирует личность к деятельности. Воспитательный процесс - это специально организованный процесс получения определенного результата на каждом возрастном этапе развития личности. Воспитательный процесс – это двусторонний процесс, в нем участвуют педагоги и воспитанники. Дети в процессе воспитания являются объектом и субъектом. По отношению к педагогу ребенок выступает как объект, на которого направлено воздействие взрослого, а сам по отношению к сверстникам может выступать как субъект. Процесс воспитания очень длительный и непрерывный, результат его проявляется не сразу. Большое влияние на результат оказывает жизненный опыт воспитанников, семья, окружение. Поэтому педагог при организации процесса воспитания должен учитывать всю совокупность воспитательных воздействий, их взаимосвязь, и особенно необходимо обратить внимание на те факторы, которые могут оказать отрицательные воздействие.
Основная цель воспитания – способствовать нравственному, эстетическому, трудовому, физическому, умственному, экологическому и д.р. развитию личности, раскрывать его творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей, способствовать развитию в социуме.
Цель воспитания – это то, к чему стремиться воспитание как к идеальному образу будущего, своеобразный ориентир, на достижение которого направляются все воспитательные усилия.
Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимовоздействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении обучающегося.
Воспитательная и внеучебная работа со студентами является важной составной частью образовательного процесса. По этой причине правильнее называть сущность работы учебного заведения учебно-воспитательным процессом. Неразрывность, органическая слитность многогранной деятельности по формированию будущего квалифицированного специалиста, обладающего, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, гражданской позицией, высокой нравственностью, общей культурой и эрудицией, требуют от педагогического коллектива техникума полной самоотдачи, постоянного повышения профессионального мастерства и наращивания собственного культурного потенциала. Преподаватель, работающий со студенческой молодежью, должен восприниматься молодыми людьми как некий «интеллектуальный айсберг», студенты должны ощущать скрытую глубину познаний своего наставника, широту его взглядов, цельность миропонимания. Наиболее полно раскрыть себя педагог может, главным образом, в условиях неформального общения, проводя воспитательную работу со студентами за рамками учебных занятий.